Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт
PDA версия

Версия для слабовидящих



Осторожно! Мошенники


300 лет

День шахтера - 2023

Лето - 2023

Территориальная избирательная комиссия

Безопасность населения

Прокуратура разъясняет

Противодействие коррупции

АНО Дирекция по строительству и благоустройству социально значимых объектов



Вопросы и ответы

  • 17 апреля 2024

    Выброс мусора из автомобиля является административным правонарушением

    Федеральным законом от 14.07.2022 № 287-ФЗ внесены изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

    Дополнена отдельными положениями статья 8.2 КоАП РФ (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления).

    Установлена ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных:

    ч. 3.1 ст. 8.2 КоАП РФ - загрязнение и (или) засорение окружающей среды, выразившееся в выгрузке или сбросе с автомототранспортных средств и прицепов к ним отходов производства и потребления вне объектов размещения отходов или мест (площадок) накопления отходов, за исключением случаев, предусмотренных частью 3.3 настоящей статьи (влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 10 тыс. до 15 тыс. рублей; на должностных лиц - от 20 тыс. до 30 тыс. рублей; на юридических лиц - от 30 тыс. до 50 тыс. рублей);

    ч. 3.2 ст. 8.2 КоАП РФ -повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 20 тыс. до 30 тыс. рублей; на должностных лиц - от 40 тыс. до 60 тыс. рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц - от 60 тыс. до 100 тыс. рублей с конфискацией транспортного средства, являющегося орудием совершения административного правонарушения, или без таковой);

    ч. 3.3 ст. 8.2 КоАП РФ - действия, предусмотренные частью 3.1 настоящей статьи, совершенные с использованием грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин (влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от 40 тыс. до 50 тыс. рублей; на должностных лиц - от 60 тыс. до 80 тыс. рублей; на юридических лиц - от 100 тыс. до 120 тыс. рублей);

    ч. 3.4 ст. 8.2 КоАП РФ - повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 3.3 настоящей статьи (влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 60 тыс. до 70 тыс. рублей; на должностных лиц - от 80 тыс. до 100 тыс. рублей с конфискацией грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, являющихся орудиями совершения административного правонарушения, или без таковой; на юридических лиц - от 150 тыс. до 200 тыс. рублей с конфискацией грузовых транспортных средств, прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин, являющихся орудиями совершения административного правонарушения, или без таковой).

    Как узнать о возбуждении исполнительного производства?

    На практике очень часто бывает, что гражданин не знает о возбуждении исполнительного производства. Для того, чтобы не пропустить установленный законом срок для добровольного исполнения решения суда или своевременно сообщить судебному приставу исполнителю о необходимости сохранения доходов ежемесячно в размере прожиточного минимума, очень важно вовремя узнать о факте возбуждения исполнительного производства.

    На судебного пристава-исполнителя законом возложена обязанность по направлению копии постановления о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон № 229-ФЗ).

    Постановление о возбуждении исполнительного производства может быть направлено должнику по известному судебному приставу исполнителю адресу почтовой корреспонденцией, телефонограммой, телеграммой, с использованием электронной, иных видов связи.

    Важно помнить, что по общему правилу постановления о возбуждении исполнительного производства направляются почтовой корреспонденцией по адресу должника, указанному в исполнительном документе.

    При этом в случае, если постановление о возбуждении исполнительного производства не получено должником (например, должник не явился за получением, организация отсутствует и т.д.), должник считается извещенным надлежащим образом.

    Кроме того, постановление о возбуждении исполнительного производства может быть направлено в форме электронного документа в единый личный кабинет федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг» и считается прочитанным с момента, когда лицо, участвующее в исполнительном производстве, входило на единый портал с использованием единой системы идентификации и аутентификации (ч. 2.1 ст. 14, ч. 1 ст. 50.1 Федерального закона № 229-ФЗ, а также п. 3 Правил направления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей извещения в форме усиленной квалифицированной электронной подписью, при соблюдении которых лицо, участвующее в исполнительном производстве, считается извещенным, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2016 № 606 (далее – Правила).

    В случае если в течение 15 дней со дня размещения извещения в личном кабинете лицо, участвующее в исполнительном производстве, не осуществляло вход на единый портал, извещение считается недоставленным, и судебный пристав-исполнитель выбирает иной предусмотренный законодательством Российской Федерации способ направления извещения.

    При этом лицо, участвующее в исполнительном производстве, вправе отказаться от получения извещений посредством единого портала с использованием функционала личного кабинета либо путем направления оператору единого портала заявления в письменной форме или форме электронного документа о прекращении направления такому лицу извещений (п. 4 Правил).

    О безопасности ребенка в сети «Интернет»

    Одна из наиболее опасных на сегодняшний день проблем – это размещение в информационной – телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц информации, содержащей пропаганду наркотиков, насилия, жестокости, экстремизма.

    В целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства предусмотрена возможность ограничения доступа к информации.

    Органами прокуратуры на постоянной основе проводится мониторинг сети «Интернет» на наличие в свободном доступе запрещенной информации. Для соблюдения безопасной эксплуатации несовершеннолетними сети «Интернет» необходимо соблюдать ряд правил.

    Так, к примеру, при регистрации необходимо использовать сложные логины и пароли. Сайты, где запрашиваются паспортные данные, домашний адрес, пароли, сведения платежной карты должны вызвать подозрение.

    В случае регистрации на каких-либо сайтах (форум, социальная сеть) нельзя вводить свои персональные данные. Все, что размещено в открытом доступе может быть использовано мошенниками в противоправных целях.

    Также стоит помнить о том, что незнакомые сайты и письма с неизвестных адресов могут содержать вредоносные программы.

    Будьте бдительны, не открывайте их! В безопасных играх в сети «Интернет» никогда не потребуется выполнять задания в реальной жизни, втайне от взрослых или в ночное время. Таких игр несовершеннолетним стоит избегать.

    Оплата больничных

    Больничные в России с 01.01.2022 оформляются только в электронном виде, уведомления об открытии листка нетрудоспособности работнику, а также о продлении или закрытии, приходят работодателям в автоматическом режиме.

    Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы; необходимости ухода за больным членом семьи; карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, другого члена семьи, признанного недееспособным; осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении; лечения в санаторно-курортных организациях, расположенных на территории РФ, непосредственно после оказания медпомощи в стационарных условиях.

    Если вы уволились с работы и заболели, но еще не устроились к новому работодателю, то в течение 30 календарных дней работодатель обязан оплатить вам больничный лист. Эта норма содержится в п. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». Однако, уволенному работнику в этом случае больничный лист будет оплачен лишь в размере 60% от средней зарплаты работника.

    По общему правилу пособие выплачивают за календарные дни, то есть за весь период нетрудоспособности, на который был выдан больничный лист. Вместе с тем, при лечении застрахованного лица в санаторно-курортной организации пособие по временной нетрудоспособности выплачивается не более чем за 24 календарных дня, застрахованному лицу, признанному инвалидом, - не более чем за 5 месяцев в календарном году (при заболевании туберкулезом до дня восстановления трудоспособности или до дня пересмотра группы инвалидности).

    Размер пособия по временной нетрудоспособности зависит от страхового стажа сотрудника:

    - если стаж меньше 6 месяцев размер пособия за полный календарный месяц приравнивается к размеру минимального размера оплаты труда с учётом районных коэффициентов, установленных в регионе или местности;

    - если стаж меньше 5 лет размер пособия составляет 60% от среднего заработка;

    - если стаж работника от 5 до 8 лет размер больничного составляет 80% от среднего заработка;

    - если стаж превышает 8 лет размер больничного составляет 100% от среднего заработка.

    Так, пособие по временной нетрудоспособности при уходе за больным ребенком в возрасте до 8 лет выплачивается в размере 100 % среднего заработка. В случае ухода за больным ребенком в возрасте 8 лет и старше при лечении в амбулаторных условиях за первые 10 календарных дней в зависимости от продолжительности трудового стажа, за последующие дни - в размере 50% среднего заработка.

    Расчётный период для пособия по временной нетрудоспособности — последние два календарных года, предшествующих году начала страхового случая. При этом не следует нарушать режим, предписанный врачом. Важно знать, если болезнь или травма получена в результате опьянения, то пособие рассчитывается из минимального размера оплаты труда за весь период нетрудоспособности. В этом случае для расчёта берется минимальный размер оплаты труда того месяца, на который приходится нарушение.

    Основания и порядок производства обыска

    В соответствии со статьи 182 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) основанием производства обыска является наличие достаточных данных полагать, что в каком-либо месте или у какого-либо лица могут находиться орудия, оборудование или иные средства совершения преступления, а также предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела.

    Обыск производится на основании постановления следователя, а обыск в жилище производится на основании судебного решения, принимаемого в порядке, установленном статьей 165 УПК РФ.

    До начала обыска следователь предъявляет постановление о его производстве, в случае обыска в жилище – судебное решение, разрешающее его производство.

    До начала обыска следователь предлагает добровольно выдать подлежащие изъятию предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела. Если они выданы добровольно и нет оснований опасаться их сокрытия, то следователь вправе не производить обыск.

    При производстве обыска могут вскрываться любые помещения, если владелец отказывается добровольно их открыть.

    Следователь принимает меры к тому, чтобы не были оглашены выявленные в ходе обыска обстоятельства частной жизни лица, в помещении которого был произведен обыск, его личная и (или) семейная тайна, а также обстоятельства частной жизни других лиц.

    Следователь вправе запретить лицам, присутствующим при обыске, покидать место его проведения, а также общаться друг с другом или иными лицами до окончания обыска.

    Изъятые предметы, документы и ценности предъявляются понятым и другим лицам, присутствующим при обыске, упаковываются и опечатываются.

    При производстве обыска участвуют лицо, в помещении которого производится обыск, либо совершеннолетние члены его семьи. При производстве обыска вправе присутствовать защитник, а также адвокат лица, в помещении которого производится обыск.

    При производстве обыска составляется протокол в соответствии со статьями 166 и 167 УПК РФ.

    В протоколе должно быть указано, в каком месте и при каких обстоятельствах были обнаружены предметы, документы или ценности, выданы они добровольно или изъяты принудительно. Все изымаемые предметы, документы и ценности должны быть перечислены с точным указанием их количества, меры, веса, индивидуальных признаков и стоимости.

    Если в ходе обыска были предприняты попытки уничтожить или спрятать подлежащие изъятию предметы, документы или ценности, то об этом в протоколе делается соответствующая запись и указываются принятые меры.

    Копия протокола вручается лицу, в помещении которого был произведен обыск, либо совершеннолетнему члену его семьи. Если обыск производился в помещении организации, то копия протокола вручается под расписку представителю администрации соответствующей организации.

    Обыск также может производиться и в целях обнаружения разыскиваемых лиц и трупов.

    Основания установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы

    В целях предупреждения совершения лицами, освобожденными из мест лишения свободы, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия, а также для защиты государственных и общественных интересов на основании положений Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон) в отношении указанных лиц судом устанавливаются временные ограничения их прав и свобод, возлагаются определенные обязанности (административные ограничения).

    Суть административного надзора заключается в предотвращении повторного совершения преступлений (правонарушений) лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные законом, путем наблюдения органами внутренних дел за соблюдением установленных ограничений.

    Административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых (освобожденных) из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого (особо тяжкого) преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего либо двух и более преступлений, предусмотренных
    ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст. 231, ч. 1 ст. 234.1 Уголовного кодекса РФ (далее - лица, указанные в ч. 1 ст. 3 Закона).

    В соответствии с требованиями п. 1 ч. 3 ст. 3 Закона административный надзор за такими лицами устанавливается только в случае признания их злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания, чем считается: совершение после освобождения в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, общественного порядка и общественной безопасности, здоровья населения и общественной нравственности, а также предусмотренных ч. 7 ст. 11.5,
    ст. ст. 11.9, 12.8, 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Вместе с тем, независимо от вышеназванных оснований административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы, если они имеют непогашенную или неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего либо за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений, а также в отношении лиц, совершивших в возрасте старше восемнадцати лет преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего, не достигшего четырнадцатилетнего возраста и иные основания согласно ч. 2 ст. 3 Закона.

    Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 даны разъяснения ряда вопросов, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы.

    Пленумом определено, что административный надзор может быть применен и к иностранным гражданам или лицам без гражданства при условии их проживания (пребывания) на территории Российской Федерации на законных основаниях, а также в случае принятия в отношении их решения о реадмиссии если они не были помещены на основании решения суда в специальное учреждение.

    С учетом того, что при решении вопроса о назначении административного надзора определяющее значение имеет установление устойчивого общественно опасного поведения освободившегося из мест лишения свободы лица, факт совершения лицом одного противоправного действия (бездействия), содержащего составы разных правонарушений, не образует обязательного признака неоднократности совершения административных правонарушений.

    Административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные Законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства либо пребывания.

    В силу положений ч. 4 ст. 9 Закона в отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.

    Дела об установлении административного надзора могут быть рассмотрены не только по месту жительства или пребывания лица, но и по месту его фактического нахождения. При этом местом фактического нахождения является избираемая лицом, освобожденным из мест лишения свободы и не имеющим места жительства или пребывания, территория внутригородского муниципального образования города федерального значения, территория внутригородского района (в случае его отсутствия – города) либо территория городского или сельского поселения.

    Верховный Суд конкретизировал порядок принятия судом административного иска по делам данной категории, а также уточнил, что административное дело об административном надзоре может рассматриваться в течение двадцати дней со дня поступления в суд административного иска, а не десяти, как было установлено ранее.

    Основные гарантии и компенсации, предоставляемые работникам с вредными и опасными условиями труда

    Трудовым кодексом Российской Федерации (далее – ТК РФ) определены основные гарантии и компенсации, предоставляемые работникам с вредными и опасными условиями труда, к которым отнесены: повышенная оплата труда; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск; сокращенная продолжительность рабочего времени; выдача молока или других равноценных пищевых продуктов; выдача лечебно-профилактического питания; право на досрочное назначение страховой пенсии; проведение медицинских осмотров; выдача специальной одежды и обуви.

    В соответствии со ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, устанавливается в повышенном размере. Минимальный размер повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, составляет 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.

    Согласно ст. 117 ТК РФ работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда II, III или IV степени либо опасным условиям труда, предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, указанным в ч. 1 ст. 117 ТК РФ, составляет семь календарных дней. Продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска конкретного работника устанавливается трудовым договором на основании отраслевого (межотраслевого) соглашения и коллективного договора с учетом результатов специальной оценки условий труда.

    В соответствии со ст. 92 ТК РФ для работников, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда III или IV степени или опасным условиям труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю. При этом в соответствии со ст. 94 ТК РФ для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, где установлена сокращенная продолжительность рабочего времени, максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать:

    - при 36-часовой рабочей неделе - восемь часов;

    - при 30-часовой рабочей неделе и менее - шесть часов.

    Стоит отметить, что указанные нормы ТК РФ были изменены Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 421-ФЗ). Однако в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона № 421-ФЗ при реализации в соответствии с положениями ТК РФ в отношении работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, компенсационных мер, (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу Федерального закона № 421-ФЗ при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.

    Правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 № 46н. Бесплатная выдача работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов составляет 0,5 л. за смену независимо от продолжительности смены. Если время работы во вредных условиях труда меньше установленной продолжительности рабочей смены, молоко выдается при выполнении работ в указанных условиях в течение не менее чем половины рабочей смены. Выдача работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным трудовым договором.

    Согласно ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

    Отказ в приеме на работу по причинам, не связанным с деловыми качествами работника

    В силу ст. 21 ТК РФ работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены ТК РФ, иными федеральными законами.

    Главой 11 ТК РФ определены правила заключения трудового договора (статьи 63 - 71) и установлены гарантии при заключении трудового договора, в числе которых - запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора (часть 1 статьи 64 ТК РФ).

    Действующим законодательством запрещается необоснованный отказ в заключении трудового договора, то есть такой отказ, который не основан на деловых качествах работника, а именно на способностях работника выполнять определенные трудовые функции с учетом имеющихся у него профессионально-квалификационных качеств.

    Устанавливая для работников такие гарантии при заключении трудового договора, закон, вместе с тем, не ограничивает право работодателя самостоятельно и под свою ответственность принимать кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала) в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом. При этом отказ в приеме на работу возможен, только если деловые качества, уровень образования и квалификации претендента не соответствуют заявленным работодателем требованиям. На граждан, поступающих на работу, в полной мере распространяются и гарантии защиты от дискриминации в сфере трудовых отношений, установленные статьей 3 ТК РФ.

    Отказывая в заключении трудового договора, работодатель обязан разъяснить обратившемуся к нему лицу конкретную причину такого отказа в трудоустройстве. По письменному требованию лица, которому отказано в заключении трудового договора, работодатель обязан сообщить причину отказа в письменной форме и в срок не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня предъявления такого требования.

    Порядок временного отстранения от должности подозреваемых (обвиняемых) в преступлениях коррупционной направленности

    Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации к одной из мер процессуального принуждения отнесено временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности.

    Учитывая, что данная мера ограничивает закрепленное статьей 37 Конституции Российской Федерации право свободно выбирать род деятельности и профессию, законом установлен судебный порядок ее применения.

    Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности особенно актуально при расследовании уголовных дел коррупционной направленности, к которым относятся: злоупотребление должностными полномочиями (статья 285 УК РФ); превышение должностных полномочий (статья 286 УК РФ); незаконное участие в предпринимательской деятельности (статья 289 УК РФ); получение взятки (статья 290 УК РФ); дача взятки (статья 291 УК РФ); посредничество во взяточничестве (статья 291.1 УК РФ) и иные составы.

    Отстранение от должности может быть применено как к должностным лицам органов государственной власти и местного самоуправления, так и к лицам, выполняющим управленческие функции в коммерческих или иных организациях.

    Рассматриваемая мера процессуального принуждения может быть применена при наличии оснований полагать, что подозреваемый или обвиняемый, используя свое служебное положение, может воспрепятствовать производству по уголовному делу (воздействовать на свидетелей и других участников уголовного судопроизводства, фальсифицировать или уничтожить доказательства).

    Необходимость временного отстранения определяет следователь или дознаватель с учетом обстоятельств преступления, а также сведений о личности подозреваемого или обвиняемого.

    Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности осуществляется на основании постановления суда, копия которого направляется по месту работы отстраняемого лица либо в вышестоящую организацию.

    Данное постановление может быть обжаловано подозреваемым (обвиняемым), его защитником или прокурором в апелляционном порядке.

    Временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности отменяется на основании постановления дознавателя (следователя) в случае отсутствия необходимости в применении этой меры.

    На период временного отстранения от должности подозреваемому (обвиняемому) выплачивается ежемесячное государственное пособие в размере пяти минимальных размеров оплаты труда.

    Правила получения материнского (семейного) капитала

    С 01.01.2024 получить материнский капитал могут только лица, имеющие гражданство РФ на момент рождения ребенка, и при условии, что ребенок является гражданином РФ по рождению. При возникновении права на материнский капитал не учитываются дети, не приобретавшие гражданства Российской Федерации по рождению.

    Ранее право на материнский капитал было связано с самим фактом рождения или усыновления ребенка, имеющего гражданство РФ, и не зависело от гражданства родителя.

    Указанные изменения внесены в Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях пресечения случаев получения материнского капитала лицами, которые приобрели гражданство РФ уже после рождения ребенка.

    Исключение предусмотрено для жителей новых регионов Донецкой и Луганской народных республик, а также Запорожской и Херсонской областей – им материнский капитал будут предоставлять независимо от основания и сроков приобретения гражданства РФ.

    Правила проведения экзаменов и выдачи водительских удостоверений

    С 1 апреля 2024 года меняются правила проведения экзаменов и выдачи водительских удостоверений.

    В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.12.2023№ 2177 тем, кто не сдал экзамен 3 и более раз, увеличили сроки пересдачи. Сделать очередную попытку можно в промежутке от 6 до 9 месяцев с момента последнего экзамена. Правило касается как теоретического, так и практического экзамена.

    Уточнен перечень документов для получения водительского удостоверения. В него включен заверенный нотариусом перевод ряда документов на иностранном языке и СНИЛС. Если не представить последний, Госавтоинспекция запросит сведения самостоятельно. Аналогичными документами дополнен перечень для замены водительского удостоверения.

    Закреплены положения, когда проведение экзамена приостанавливается, в том числе истек срок действия паспорта или медицинского заключения; неявка на экзамен; приняты временные меры для явки по повестке военкомата.

    Кроме того, изменения касаются видов экзаменов, которые необходимо сдать лицам, имеющим иностранные водительские удостоверения, для получения российского; содержания практических экзаменов для получения удостоверений по некоторым категориям; установлены дополнительные требования к средствам аудио- и видеорегистрации практических экзаменов в ряде случаев.

    Правила хранения предметов (образцов) являющихся вещественными доказательствами по нескольким уголовным делам

    В соответствии со статьей 82 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации вещественные доказательства должны храниться при уголовном деле до вступления приговора или постановления о прекращении уголовного дела в законную силу.

    После этого они могут быть уничтожены или возвращены законным владельцам. Уголовно-процессуальным кодексом не регулируется порядок и сроки хранения предметов, являющихся вещественными доказательствами по двум или более уголовным делам. Из-за этого существует риск уничтожения вещественного доказательства после принятия итогового решения по уголовному делу, после чего исключается возможность его исследования по другому делу.

    Например, сперва суд рассмотрел уголовное дело в отношении приобретателя наркотических средств, а когда приговор вступил в законную силу, изъятое у осужденного наркотическое средство как запрещённое к обороту, уничтожили. В этот момент сбытчика наркотических средств еще не осудили, поэтому во время разбирательства в суде по его уголовному делу эти же наркотические средства как вещественные доказательства не исследовали, поскольку они были уничтожены.

    При этом по закону приговор может быть основан лишь на тех доказательствах, которые непосредственно исследованы в суде.

    Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 19.06.2023 № 33-П обязал конкретизировать правила хранения вещественных доказательств по двум и более уголовным делам.

    Также, он признал положения статей 82 и 240 УПК РФ не соответствующими Конституции в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им судебным толкованием в системе действующего правового регулирования, служат основанием для уничтожения предметов, являющихся вещественными доказательствами по двум или более уголовным делам, после вступления в законную силу приговора суда по одному из этих уголовных дел, притом что по другому приговор в законную силу не вступил.

    В случае уничтожения вещественного доказательства суд и стороны лишаются возможности непосредственно его исследовать, верно установить и проверить факты, опровергнуть те факты, которые введены в процесс после осмотра этого доказательства и проведения экспертизы, оценить вызывающее сомнения заключение экспертизы, чьим объектом служили вещественные доказательства, во всяком случае применительно к достоверности выводов, сделанных по их поводу экспертом.

    Конституционный Суд РФ обязал федерального законодателя конкретизировать порядок и сроки хранения предметов (образцов), являющихся вещественными доказательствами по двум или более уголовным делам.

    До внесения поправок должно обеспечиваться хранение вещественных доказательств по двум или более уголовным делам для их возможного непосредственного исследования по каждому из уголовных дел до вступления приговора суда в законную силу применительно к каждому из этих уголовных дел, если такое сохранение возможно.

    Сведения о частной жизни других лиц, составляющие их личную или семейную тайну, полученные с помощью мобильного приложения родительского контроля, не подлежат незаконному распространению и могут использоваться исключительно в целях обеспечения безопасности ребенка

    Конституционный Суд РФ признал часть первую статьи 137 УК РФ, изложенную в редакции пункта 61 статьи 1 Федерального закона от 8 декабря 2003 года № 162-ФЗ, не противоречащей Конституции РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу она не предполагает привлечения родителя несовершеннолетнего ребенка к уголовной ответственности за использование программного средства (мобильного приложения) родительского контроля, позволяющего в течение определенных временных интервалов слышать происходящее в непосредственной близости от ребенка, получать соответствующие аудиозаписи и сохранять их на техническом устройстве данного родителя, в результате чего ему становятся доступными сведения о частной жизни других лиц, составляющие их личную или семейную тайну, если такое программное средство (мобильное приложение) и полученные с его помощью сведения используются им исключительно в целях реализации прав и обязанностей родителя по обеспечению безопасности несовершеннолетнего ребенка.

    Содержащиеся в настоящем Постановлении правовые позиции не исключают решения законодателем вопроса о допустимости и пределах использования программных средств родительского контроля, при помощи которых пользователю могут стать доступными сведения о частной жизни других лиц, составляющие их личную или семейную тайну. Равным образом сами по себе они не могут рассматриваться и как дающие основания для освобождения от уголовной ответственности, если в обозначенных целях и при описанных условиях родителем несовершеннолетнего ребенка для собирания сведений незаконно использовались ограниченные в обороте специальные технические средства и программы, предназначенные для негласного получения информации.

    Сертификаты для детей-сирот на приобретение жилья

    Федеральным законом от 04.08.2023 № 461-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Внесенными изменениями расширены формы и механизмы обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

    Так, достигшие 23-летнего возраста лица, относившиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, включенные в соответствующий список, имеют право на однократную выплату за счет средств регионального бюджета для приобретения благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа), предоставленного на приобретение жилого помещения.

    Указанная выплата не может быть использована для участия в жилищном, жилищно-строительном либо ином специализированном потребительском кооперативе, долевом строительстве объектов недвижимости, а также на приобретение жилого помещения путем заключения договора купли-продажи с рассрочкой платежа.

    Предусмотрен ряд требований, необходимых для предоставления выплаты, к которым относятся: наличие подтвержденного дохода не ниже минимального размера оплаты труда, отсутствие задолженности по налогам и сборам, отсутствие психических расстройств, отсутствие судимости за умышленные преступления.

    Расчет размера данной выплаты производится исходя из: норматива общей площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров; показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации, предоставляющем выплату, но не ниже стоимости, устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти для расчета размеров безвозмездных социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.

    Право на выплату подтверждается именным документом на приобретение жилого помещения – сертификатом, форма, правила выпуска и реализации которого утверждаются Правительством Российской Федерации. Сертификат может быть реализован на всей территории Российской Федерации.

    Случаи предоставления работнику дополнительных дней отдыха

    Трудовое законодательство наделяет работников правом на дополнительные выходные дни.

    Сверхурочная работа, работа в выходной или нерабочий праздничный день по желанию работника может компенсироваться повышенной оплатой либо дополнительным временем отдыха, выходным днем (статьи 152 и 153 Трудового кодекса Российской Федерации).

    Прохождение диспансеризации также наделяет работника гарантией на освобождение от работы на 1 рабочий день 1 раз в 3 года с сохранением за ним места работы (должности) и среднего заработка, при достижении работником возраста 40 лет до наступления предпенсионного возраста – на 1 рабочий день 1 раз в год, получателей пенсии по старости или пенсии за выслугу лет и предпенсионеры – на 2 рабочих дня 1 раз в год с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка.

    Работники обязаны предоставлять работодателю подтверждающие диспансеризацию медицинские справки (статья 185.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

    Сдача крови и ее компонентов, связанный с этим медицинский осмотр является гарантией освобождения от работы на 1 день, который (по желанию работника) также может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года. За работником сохраняется его средний заработок.

    При выходе на работу в день сдачи крови и ее компонентов, а также в случае ее сдачи в период ежегодного оплачиваемого отпуска, в выходной или нерабочий праздничный день работнику по его желанию предоставляется другой день отдыха (статья 186 Трудового кодекса Российской Федерации).

    Родителям (опекунам, попечителям), осуществляющим уход за детьми-инвалидами по письменному заявлению предоставляются 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены между ними (статья 262 Трудового кодекса Российской Федерации).

    С 01.09.2023 законодателем введена возможность накопления неиспользованных дополнительных оплачиваемых выходных дней, которые впоследствии могут быть использованы однократно в течение календарного года (не более 24 дней подряд).

    Дополнительный выходной день раз в месяц без сохранения заработной платы по письменному заявлению работника также может быть предоставлен женщинам, работающим в сельской местности, одному из родителей, работающему в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеющему ребенка в возрасте до 16 лет (статьи 263.1 и 319 Трудового кодекса Российской Федерации).

    Уголовная ответственность за дачу взятки должностному лицу

    Дача взятки должностному лицу является одним из способов его склонения к выполнению определенных действий (бездействию), результатом которых будет выгода для лица, дающего взятку, или представляемых им лиц.

    Должностными лицами признаются постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных внебюджетных фондах, государственных корпорациях, государственных компаниях и другие лица, перечень которых установлен уголовным законодательством.

    Предметом взятки могут выступать деньги, ценные бумаги, незаконное оказание услуг имущественного характера и предоставление имущественных прав. Под незаконным оказанием услуг имущественного характера понимается предоставление должностному лицу в качестве взятки любых имущественных выгод, в том числе освобождение его от имущественных обязательств.

    Например, предоставление кредита с заниженной процентной ставкой за пользование им, бесплатных либо по заниженной стоимости туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи, передача имущества, в частности автотранспорта, для его временного использования, исполнение обязательств перед другими лицами.

    Дача взятки будет иметь место и в том случае, когда предмет взятки передается иному физическому или юридическому лицу по указанию должностного лица.

    Преступление считается оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ему ценностей (например, с момента передачи их лично должностному лицу, зачисления с согласия должностного лица на указанный им счет, «электронный кошелек»).

    При этом не имеет значения, получил ли взяткополучатель реальную возможность пользоваться или распоряжаться переданными ему ценностями по своему усмотрению.

    В тех случаях, когда предметом дачи взятки является незаконное оказание услуг имущественного характера, преступление считается оконченным с начала выполнения с согласия должностного лица действий, непосредственно направленных на приобретение им имущественных выгод (например, с момента уничтожения или возврата долговой расписки, передачи другому лицу имущества в счет исполнения обязательств взяткополучателя, заключения кредитного договора с заведомо заниженной процентной ставкой, с начала проведения ремонтных работ по заведомо заниженной стоимости).

    Уголовная ответственность за дачу взятки должностному лицу наступает с 16-летнего возраста.

    Законодательством предусмотрено освобождение лица, давшего взятку, от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки со стороны должностного лица, либо лицо после совершения преступления добровольно сообщило в орган, имеющий право возбудить уголовное дело, о даче взятки.

    Уточнен порядок использования Государственного флага Российской Федерации.

    Федеральным конституционным законом от 23.03.2024 № 1-ФКЗ внесены изменения в статью 4 Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 1-ФКЗ «О Государственном флаге Российской Федерации».

    Предусмотрено, что Государственном флаг Российской Федерации с 01.09.2024 постоянновывешивается на зданиях или устанавливается на территории всех образовательных организацийнезависимо от форм собственности.

    Ранее такое требование распространялось только на общеобразовательные организации.

    Уточнены подходы к определению "нуждаемости" семей участников СВО в предоставлении мер господдержки и процедура назначения пособия на детей

    Постановлением, в частности, скорректирован перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для целей предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761, а также социальной помощи семьям граждан, призванных на военную службу по мобилизации, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.10.2022 № 1933.

    Кроме того, внесены изменения в порядок назначения и выплаты ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребенка.

    Внесены уточнения в процедуру назначения пособия в зависимости от места подачи заявления (по месту пребывания или по месту фактического проживания), дополнен перечень представляемых документов.

    В качестве дополнительного основания для принятия решения о прекращении выплаты ежемесячного пособия указано аннулирование регистрации по месту пребывания получателя ежемесячного пособия в субъекте РФ, в котором оно было назначено.

    Также, согласно постановлению, при расчете среднедушевого дохода семьи (определении "нуждаемости") не будут учитываться единовременные выплаты добровольцам или членам их семьей, производимые в возмещение ущерба, причиненного жизни и здоровью в связи с участием в боевых действиях.

    Отдельные уточнения коснулись порядка получения сведений из Единой централизованной цифровой платформы в социальной сфере.

    Что такое детский телефон доверия?

    В Российской Федерации успешно функционирует единый общероссийский номер «Детского телефона доверия» – 8 800 2000 122.

    По вышеуказанному номеру обратившиеся вправе получить бесплатную консультативно-психологическую помощь в любое время суток, в том числе на условиях анонимности. Помощь осуществляется квалифицированными сотрудниками, в том числе психологами, социальными педагогами и медицинскими работниками.

    За получением помощи могут обратиться не только дети и подростки, а также их родители, учителя и иные лица, задействованные в процессе воспитания.

    Функционирование «Детского телефона доверия» в первую очередь направлено на оказание помощи обратившимся на горячую линию гражданам в разрешении возникающих трудностей (конфликты в семье, школе, учебные и личные проблемы, и т.д.).

    Борьба с коррупцией на предприятии. Антикоррупционная оговорка

    Коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

    В законе предусмотрены такие меры противодействия коррупции, как профилактика, борьба и минимизация (ликвидация) последствий коррупции.

    Профилактика коррупции - это предупреждение, выявление и устранение причин возникновения коррупции.

    При выстраивании в организации системы антикоррупционных мер следует учитывать, что коррупционные риски могут возникать не только непосредственно внутри организации, но и вне ее, в первую очередь - в ходе взаимодействия организации с различными контрагентами: деловыми партнерами, поставщиками, лицами, привлекаемыми для выполнения тех или иных работ, оказания услуг, клиентами, организациями, участвующими в слиянии или поглощении, и иными лицами. В том числе организации целесообразно иметь в виду, что возможны ситуации, при которых организация в связи с взаимодействием с недобросовестным деловым партнером может стать участником антикоррупционного расследования, проводимого правоохранительными органами.

    Одной из возможных мер, направленных на профилактику коррупционных правонарушений в организации при взаимодействии с контрагентами, является включение в договоры с деловыми партнерами антикоррупционной оговорки.

    Антикоррупционная оговорка - это условие, которое включается в договор, чтобы не допустить совершения коррупционных действий при его исполнении, например, коммерческого подкупа.

    Применение антикоррупционной оговорки законом не регламентируется. То есть он не обязывает организацию включать такую оговорку в гражданско-правовые договоры и не устанавливает ее содержание.

    Вместе с тем Минтрудом России 19.09.2019 утверждены Меры по предупреждению коррупции в организациях, в которых одной из таких профилактических мер является применение антикоррупционной оговорки.

    Антикоррупционная оговорка направлена на то, чтобы стороны договора понимали, что совершение коррупционных правонарушений недопустимо, и были готовы принимать разумные меры по недопущению их совершения.

    Как правило, обязанность применять оговорку предусматривается в антикоррупционной политике или ином локальном нормативном акте организации. Такие акты организации обязаны принимать во исполнение ст. 13.3 Федерального закона «О противодействии коррупции». Меры по предупреждению коррупции, принимаемые в организации, могут включать:

    1) определение подразделений или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупционных и иных правонарушений;

    2) сотрудничество организации с правоохранительными органами;

    3) разработку и внедрение в практику стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации;

    4) принятие кодекса этики и служебного поведения работников организации;

    5) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;

    6) недопущение составления неофициальной отчетности и использования поддельных документов.

    Минтруд России рекомендовал включать в них обязанность ввести в договоры антикоррупционную оговорку (Методические рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции от 19.12.2018).

    Если такое требование содержится в антикоррупционной политике организации, то она обязана включать оговорку в свои договоры.

    При включении антикоррупционной оговорки в договор необходимо учесть фактические возможности второй стороны исполнить обязательства, предусмотренные такой оговоркой.

    Содержание антикоррупционной оговорки также может быть утверждено локальным нормативным актом. Это может быть отдельный раздел в договоре, который предусматривает:

    1) запрет на любые действия, которые могут быть квалифицированы как коммерческий подкуп, дача или получение взятки либо иные подобные нарушения. Например, исполнитель по договору оказания юридических услуг не вправе добиваться нужного заказчику правового решения путем дачи взятки представителям власти;

    2) порядок взаимодействия сторон в случае возникновения подозрений, что произошло или может произойти коррупционное нарушение (обязанность подать запрос, сроки и порядок ответа на него и пр.);

    3) права стороны в случае подтверждения факта того, что контрагент допустил нарушение, например право расторгнуть договор и потребовать возмещения убытков.

    Если речь идет о микропредприятии, малом или среднем предприятии, стоит использовать антикоррупционную оговорку с общими положениями, содержащими обязанности сторон договора своевременно сообщить другой стороне о выявлении возможных коррупционных рисков и провести соответствующие проверки).

    Однако следует учесть, что стороны свободны в заключении договора (п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ). Учитывать свободу договора при подготовке антикоррупционной оговорки рекомендует и Минтруд России. Следовательно, организация не вправе обязать контрагента подписать договор с антикоррупционной оговоркой, если он не согласен с таким условием.

    Если контрагент отказывается использовать антикоррупционную оговорку, Минтруд рекомендует сделать следующее:

    1) провести переговоры, чтобы выявить конкретные замечания к антикоррупционной оговорке и найти приемлемую для обеих сторон формулировку;

    2) разъяснить, что антикоррупционная оговорка не влечет юридических санкций. Ответственность, предусмотренную законодательством РФ, будет нести лицо, виновное в совершении коррупционного правонарушения;

    3) скорректировать в договоре содержание типовой антикоррупционной оговорки, утвержденной локальным актом, если контрагент не согласен с такой формулировкой.

    Если, несмотря на проведенные переговоры, контрагент не хочет заключать договор с антикоррупционной оговоркой, а отказаться от договорных отношений невозможно, целесообразно получить от него официальное письмо с мотивированным отказом принять антикоррупционную оговорку или официальное письмо с заверением в том, что будут соблюдены положения антикоррупционного и иного законодательства и не будут совершены какие-либо действия (бездействие), противоречащие такому законодательству.

    Если деловым партнером будет совершено коррупционное правонарушение, предварительное получение от него письменного мотивированного отказа от включения антикоррупционной оговорки в договор может послужить одним из подтверждений того, что другой стороной договорных отношений принимались все возможные меры по предупреждению коррупционных правонарушений.


Возврат к списку