Ежемесячные выплаты ветеранам боевых действий не должны облагаться НДФЛ
16.06.2016
Конституционным Судом РФ в связи с запросом Ленинградского окружного военного суда проверена конституционность статей 32, 34.2 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) и подпункта 5.1.1 Положения о Федеральной налоговой службе и 13.04.2016 издано постановление №11-П, согласно которому ежемесячные выплаты ветеранам боевых действий не должны облагаться НДФЛ.
Так, проверена конституционность норм, закрепляющих перечень не облагаемых НДФЛ доходов, в числе которых упомянуты госпособия (за отдельными исключениями), выплаты и компенсации, предусмотренные законодательством.
Также отдельно выделен круг компенсационных выплат, связанных с трудовой или служебной деятельностью, а также с возмещением вреда, причиненного жизни или здоровью работника (госслужащего).
Применение этих положений на практике указало на их неопределенность, действующие нормы не позволяют однозначно ответить на вопрос о том, облагаются или нет таким налогом определенные суммы - ежемесячные выплаты, установленные для ветеранов боевых действий.
Федеральная налоговая служба России и Пенсионный фонд России придерживаются противоположных точек зрения.
Конституционным Судом РФ нормы признаны неконституционными в той мере, в какой они позволяют облагать налогом подобные выплаты.
Конституционный суд РФ пояснил, что положения Конституции РФ не указывают конкретные способы и объем соцзащиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан.
В Законе о ветеранах выделена отдельная их категория - ветераны боевых действий. Для них предусмотрены различные меры соцподдержки. Ежемесячная выплата является одной из таких мер.
По способу финансирования и по своему предназначению данная выплата не может рассматриваться как принципиально отличающаяся от иных мер соцподдержки таких лиц.
Между тем применение оспариваемых норм приводит к тому, что упомянутые ветераны, получающие подобную выплату, ставятся в различное положение в зависимости от того, получают они ее в полном объеме в денежной форме или направляют часть ее суммы на финансирование предоставления им соцуслуг, а также от того, продолжают они военную или государственную службу иного вида или переходят на пенсию.
Тем самым устанавливается различный правовой режим налогообложения для одной и той же выплаты в зависимости от формальных, не связанных с ее правовой природой критериев.
Этим нарушается принцип равенства лиц, относящихся к одной категории.
Законодатель должен внести необходимые поправки.