Вернуться к обычному виду
Закрыть
Авторизация
Логин:
Пароль:

Забыли пароль?
Войти на сайт
PDA версия

Версия для слабовидящих

Проект - "Кемеровский район. Наши люди"

  • 14 июля 2018

    Проект - "Кемеровский район. Наши люди" – это интервью с интересными людьми, чья биография заслуживает особого, как нам кажется, внимания. Сегодня это фермер Николай Береговой.

    Комментируйте, присылайте свои истории, делитесь впечатлениями.

    Заботы и радости фермеров Береговых

    Три года назад фермерское хозяйство супругов Николая и Веры Береговой из п. Новостройки получило областной грант по программе «Начинающий фермер». На эти средства был приобретён пресс-подборщик для заготовки сена, а также начато строительство коровника на 40 скотомест, которое завершилось только недавно.

    Новая ферма

    Николай Васильевич привык встречать гостей сам – до затерянной в берёзовых колках фермы добраться не так-то просто. Тем более в этом году из-за непрерывных дождей дорога пошла колеями, не всякая легковушка её одолеет. Береговой встречает нас на старенькой «Ниве», которая упорно карабкается на косогоры. А вот зимой приходится использовать снегоход – дороги нет, поэтому возить молоко, солярку для генератора и прочие нужные в хозяйстве вещи приходится именно так.

    Десять минут – и мы на месте. Тут, среди берёз, раскинулась ферма. В распадке разместился загон для скота, где пасутся телята, хлев для овец и свиней, а также новый большой коровник. Навстречу бросаются две собаки – мелкий звоночек и огромный сторожевой пёс. Верно несут свою службу, оберегая хозяйство.

    В новом коровнике светло и пусто. Стадо пасётся в полях, и сюда вернётся только к вечерней дойке. Крепкие стойла, цементный пол – постройка выглядит по-крестьянски добротно. К стойкам приделана доильная система, к которой крепится аппарат, а в каждом стойле установлены автоматические поилки.

    В одной из загородок пытается жевать подстилку недавно родившийся телёнок, а любопытная курица, забежавшая вслед за нами, что-то выискивает на полу. Сейчас Береговые держат 23 дойных коровы. Стадо растёт – заниматься молоком и его переработкой сегодня выгодно. Хотя несколько лет назад всё было по-другому.

    С крестьянской хваткой

    Начиналось фермерское хозяйство со свиноводства. Николай Васильевич работал в училище связи, занимался там подсобным хозяйством. Вернее, если бы можно было прокрутить жизнь назад, как киноплёнку, то начать её следовало бы с юности. Тогда Николай не пошёл на поводу у деревенской табели о рангах.

    – Тогда ведь как было? На словах скотник и доярка – первые люди на деревне, а вот на самом деле скажи кому, что скотником работаешь, – смеяться не станут, но и уважать – тоже. Хотя и получал в те годы скотник немало, всё-таки труд это тяжёлый, грязный. Вот и выбирала молодёжь работу почище – трактористом или в совхозной конторе.

    Впрочем, людское мнение Николая не остановило, и пошёл он пасти скотину. Отслужил в армии, а потом решил продолжить военную карьеру. Начал работать инструктором по вождению в училище связи, а для души держал вместе с супругой хозяйство. В молодые годы легко находилось время и на коров, и на огород. В зиму оставляли три коровы – весной в стадо выгоняли уже 6. И стадо тогда в Новостройке было большое – традиции держать свою скотину были ещё сильны.

    Вера Васильевна работала научным сотрудником в институте сельского хозяйства в Новостройке. В те годы занимались они свиноводством – вывели Кемеровскую мясную породу свиней, которая пользовалась большой популярностью из-за быстрого роста.

    Так бы и учил Николай Береговой вождению, вмешался случай. В военном училище решено было организовать своё подсобное хозяйство. Чтобы поставить дело, понадобился человек с крестьянской хваткой. Вот так и стал прапорщик Береговой начальником подсобного хозяйства. Главным его направлением стал откорм свиней. Только кажется, что это дело нехитрое – на собственном опыте пришлось Николаю постигать все тонкости свиноводства. Помогала советами и жена, которая продолжала работать в институте.

    Если овцы, то романовские

    Так и работал Николай Васильевич до пенсии, а после стал развивать своё хозяйство. Начал со свиней – потому что дело знакомое, а потом решил заняться овцами. На них вдохновил племянник, который держал в Промышленновском районе большое стадо романовских овец.

    – Порода эта была выбрана неслучайно. Пробовал держать мериносов, начинал с них – проблем много. Овца приносит одного ягнёнка в год, за шерстью ухода много. А романовские овцы потомство приносят два раза в год, сразу 2-3 ягнят. Держать-то их выгодно, только вот требуется хороший тёплый хлев. Ягнятся овцы зимой, вот и нужно каждой матке выделить свой станок.

    Пришли Береговые от крепкого подворья к фермерству. В посёлке-то и поголовье свиней не увеличишь – соседи на шум и запах жалуются, да и овец тоже пасти негде. Так и появилась первая ферма в берёзовом колке. Места ближе не нашлось – все земли около растущего посёлка востребованы под застройку. Оттуда-то и растёт корень главной проблемы фермеров – отсутствие электричества.

    Без электричества

    Тут следует сделать отдельное, географическое отступление. Ближайшая точка, от которой можно провести ЛЭП к хозяйству Береговых, – трансформаторная подстанция около складов сельхозинститута. От неё до коровника – 2,5 км.

    Не протянули в советское время линии через поле, и теперь эта задача легла на фермерские плечи. Хозяйству нужно расти, значит, без техники, которая питается электричеством, ему не прожить. Сначала спасались Береговые генератором – его мощности хватало, но потом хозяйство расширилось, появились коровы, а для них – доильные аппараты, и воды в разы больше стало уходить. Качать её приходится насосом, который, опять же, работает на электричестве.

    Обратился Николай Береговой к энергетикам. Выехали, замерили, обсчитали. Включили в счёт всё – и стоимость опор и провода, и работу.

    – Я всё понимаю: и то, что материалы дороги, и то, что сейчас энергетика стала частной. Но когда услышал сумму в 2,5 миллиона, не поверил. Получается, километр больше миллиона стоит. Откуда такие деньги взять? – говорит Николай Васильевич.

    И самое главное, что других способов решить проблему нет. Нужно где-то искать эти деньги, чтобы хозяйство могло развиваться дальше.

    Долгий путь до потребителя

    Несколько лет назад, когда в хозяйстве вырос объём молока, перед фермерами встала задача – найти рынок сбыта. Оказалось, что сделать это не так-то просто. Крупные переработчики заинтересованы только в больших объёмах молока, работать с фермерами им неинтересно. Вот и занялись Береговые собственным производством. Начинали с малого – варили творог, потом стали делать сметану, взбивать масло. Сейчас дело пошло: освоен творожный сыр, начали варить сулугуни. Молоко удаётся переработать, но вот расширить рынок сбыта – нет.

    Сейчас точка сбыта, кроме ярмарок, только одна – в дачном посёлке Маручак. Но и забот она требует немало. А вот выйти на город пока не удаётся.

    Из-за отсутствия налаженного сбыта пришлось сократить и поголовье свиней. Мясо нужно реализовать быстро, а это более 30 кг. Конечно, можно обратиться и к перекупщикам, только вот они реальную цену, которая хотя бы покрыла все затраты, никогда не дадут. Вот и приходится крутиться. Мало того, что вырасти, – так ещё и продай!

    Где найти работников?

    Большая проблема сегодня на селе – кадры. С одной стороны, люди жалуются, что работы на селе нет, с другой – и идти работать не спешат.

    – Пришёл к одному соседу, знаю, что без работы сидит. А жена его мне и говорит: «Лучше муж будет без работы сидеть, чем за скотиной ходить!». Поэтому найти работника, да ещё и непьющего – сложная задача, – рассказывает Николай Береговой. – Обычно бывает, как: отработает человек месяц, деньги на руки получит – и всё. Пропадает на несколько дней, а то и недель. А коровам не объяснишь, что скотника нет, за ними каждый день уход нужен.

    И смех, и грех: поискал фермер работника, да и нашёл. В соседнем районе. Ближе не нашлось. Ищет и сейчас – нужны доярка, скотник и специалист на переработку молока.

    Пасека для души

    Так и течёт жизнь – в заботах и радостях. Для отдыха и дополнительного моциона есть у Николая заветное место – пасека. Занимается пчёлами он всю жизнь, и не перестаёт удивляться их сообразительности. Конечно, времени на пасеку остаётся не так много – и рад бы вывезти своих пчёлок на медоносные луга, да времени на это нет. Хозяйство-то не оставишь.

    Впрочем, и здесь, на новостроевских просторах, места для сбора пчёлам хватает.

    – Пчела всегда чувствует, какой медонос больше нектара выделяет. Туда и летит. Бывает, и цветок красивый, пахнет, а нектара мало. Вот цветёт герань луговая, а пчела летит на репейник, потому что с него взять можно больше, – объясняет фермер. – И мёд с репейника хороший, ароматный, сначала – зеленоватый, когда отстоится – жёлтый.

    Зной струится над полем. Тут, в разнотравье, выискивает мне колючий зопник – один из лучших медоносов, белый лабазник, которым пропахло луговое разнотравье. В загородке лениво дремлют телята, кошка развалилась в тени около входа в коровник.

    Близится время сенокоса. Техника уже стоит наготове, главное – дождаться несколько сухих дней, чтобы успеть высушить сено. Николай Васильевич делится планами: хочет достать семена костра – высокой травы, которая нравится скоту. Да и засадить его целое поле, чтобы потом повысить питательность корма.

    – Я же тут каждый клочок буквально выкашиваю, – признаётся фермер, – потому что хозяйство растёт, сена много надо…

    Количество показов: 1458

Возврат к списку